ksgen.ru

Мордовская генеалогия

Мордовская генеалогия

Интересные сведения о культуре и быте мордвы.

1.Семья и дети.

До начала нашего века у мордвы существовали две формы семьи: большая

патриархальная и малая индивидуальная. Большая семья охватывала несколько поколений потомков по мужской линии вместе с их женами, причем все они жили вместе одним двором, сообща обрабатывали свои поля, питались и одевались из общих припасов.

Число членов большой семьи иногда доходило до нескольких десятков человек. Блюстителем всего хозяйственного уклада был самый старший мужчина. Его жена ведала "чисто женскими делами". Односельчане называли ее по имени мужа с прибавлением языкового компонента "ыресь" (Иван-ыресь, Максим-ыресь).

С развитием капитализма в мордовской деревне происходили постепенные

изменения в большой семье. Часто семьи делились по воле отца из-за неуживчивости одного из сыновей или ею жены. Делили по количеству вложенного труда и по трудоспособности. Немалую роль в переселении больших семей сыграло переселение мордвы малыми семьями.

2.Мордовская свадьба.

Одно из самобытных явлений в жизни мордвы - мордовская свадьба. Свадебные обряды, как у эрзян, так и мокшан отличались большой сложностью и разнообразием. Традиционную мордовскую свадьбу можно назвать народной музыкальной драмой, в которой остродраматические эпизоды, связанные с уходом невесты из, отчего дома (плачи, песни-монологи, обращение к родителям и подругам, к родным местам и окружающей природе), перемежаются с жизнерадостными сценами, проходящими в доме жениха. Жениху и Невесте, заключающим брак по обоюдному согласию и любви, а также родным и близким приходится входить в образный мир народной поэзии. Все это требует специальной подготовки, выучки. Заключение браков традиционно являлось делом их родителей и родственников. Часто при выборе невесты основное внимание обращалось на имущественное положение ее семьи, трудолюбие и здоровье девушки. По возрасту, невесты бывали иногда старше своих женихов.

Оформление брака обычно происходило по полному свадебному обряду. Мордовскую традиционную свадьбу можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имел строго очерченную композиционную завершенность, нередко сопровождаемую древнейшими формами символико-магических мотивов.

Начинался свадебный цикл со сватовства – ладяма (мокша.), ладямо (эрзя.). Перед тем, как отправиться сватать невесту, отец жениха приносил жертвы богам-покровителям дома, двора и умершим предкам. Затем отрезал от хлеба горбушку, вынимал из нее мякиш и заполнял медом. Ночью верхом на лошади он ехал к дому невесты и клал горбушку на воротный столб. Потом стучал кнутом в окно, говорил хозяину, что приехал сватать дочь, и быстро уезжал. Отец девушки со своими сыновьями или братьями устраивал за ним погоню. Если им удавалось догнать отца жениха, то ему возвращали хлеб с медом, а самого избивали. В противном случае отец девушки, подъехав к его дому, тоже стучал кнутом в окно, соглашаясь выдать дочь за сына хозяина.

Второй этап сватовства, собственно само сватовство – ладяма (мокша.), ладямо (эрзя.). Во время него договаривались о расходах на свадьбу, о количестве приданого и т.д. В качестве приданого родители обычно давали дочери одежду, а также по молодой матке от каждой породы скота. После успешных переговоров сваты надевали рукавицы и били по рукам. В доме невесты собирались ее родственники, каждый из них приносил с собой каравай хлеба. Уходя домой, они брали взамен хлеб, испеченный в доме невесты, что символизировало союз двух семей.

Окончательно просватанными считались молодые люди лишь после третьего этапа сватовства – чиямо (эрзя.), прокс симомась (мокша.) – окончательной пропой. После него девушка переставала ходить на посиделки и начинала готовить подарки к свадьбе.

Последним этапом сватовства является назначение дня свадьбы шинь путома (мокша.), чинь путома (эрзя.). Родители жениха с двумя-тремя родственниками отправлялись к новому свату назначить день свадьбы, то есть день приезда свадебного поезда за невестой. С этого дня до самой свадьбы невеста должна была причитать утром и вечером, прощаясь с родным домом, с вольной девичьей жизнью.

Центральным этапом свадебного цикла была свадьба в доме жениха и невесты. В доме невесты свадебные обряды начинались с угощения невесты её родственницами кашей. Этот обряд называется ям ярхцама (мокша.), кашань ярсамо (эрзя.).

Широко распространенным предсвадебным обрядом было мытье невесты в бане – стирень баня (мокша.), тейтерень баня (эрзя.). Во время мытья невеста причитала, свое замужество приравнивала к смерти. Обряд укладки сундука (парьнянь вачкама – мокша., парень вачкамо – эрзя.) – важный момент мордовской свадьбы. Он был не только знакомством с материальным благосостоянием невесты, но и должен был «обеспечить» ей счастливую семейную жизнь. Вначале парь очищали от «нечистой силы» (обводили зажженной свечой, иконой, сыпали щепотку соли), затем на дно клали деньги, хлеб, лепешки, иногда посуду, чтобы «сундук всю жизнь не был пуст, чтобы молодые жили богато». В некоторых местах для невесты клали чашку и ложку для еды. Затем начинали укладывать рубашки, при этом перечисляли назначение каждой рубашки: «на жнитво», «на праздник», «коноплю дергать» и т.д.

  Утром в день свадьбы родственницы жениха в доме его родителей пекли свадебные пироги, их насчитывалось от 5 до 9. Каждый пирог имел свое название и назначение. Самый большой и важный из пирогов лукш (мокша.), лувонь кши (эрзя.) преподносили отцу невесты.

  Главную роль в свадебном поезде играла сваха (кудава). Ею не могла быть девушка, беременная женщина или вдова. Вторым лицом по почету и важности являлся торонь канды (мокша.), уредев (эрзя.). Его обязанность охранять жениха и весь поезд от порчи и распоряжаться столом. У невесты заступниками (урьвалят) были ее родственники или двоюродные братья.

  Первая встреча и знакомство молодых происходила у постели, которая зимою и летом, за неимением отдельных комнат, готовилась обычно в конюшне или амбаре. Туда жених приходил заранее, а затем туда же приводили невесту, которую со словами: «Волк, вот тебе овца!» вталкивали к мужу.

3.Жилище.

Исследованием отечественных ученых установлено, что исходной формой постоянного жилища является земляночный тип, развивавшийся по схеме: землянка - полуземлянка - наземная срубная постройка. Два последних типа развивались, возможно, параллельно. Наиболее древним и простым по плану являлось однокамерное жилище (кудо). Последние представляли собой четырехугольные срубные избы различных размеров, планировок, по сложности разные. Практически они-то и дошли до наших дней: деревянные, срубные, фундамент столбной конструкции. Материалом кровли до 1965 года служила солома. До начала XX века отапливались дома по-черному, печки строились без труб для выхода дыма, чуть ниже потолка имелось отверстие, но дым не мог полностью выйти там, для его отвода делали двойные двери. Во время топки печи наружная дверь (высотой во весь проем) открывалась, а внутренняя (высотой полпроема) оставалась закрытой.

4. Одежда эрзянского народа.

Вся жизнь любого эрзянского крестьянина или крестьянки от момента рождения и смерти, была связана с различными обрядами и ритуалами, и костюм играл в них огромную роль. Особенно она была велика в праздничных обрядах. 

  Национальный костюм эрзян формировался в центральной полосе европейской части России. Комплекс одежды включал нательную и верхнюю легкую одежду, набор теплой межсезонной и зимней одежды. К ним принадлежит туникообразная рубаха, не имеющая плечевых швов. 

   Рассматривая рубахи, элемент женского костюма народов Поволжья, современные этнографы отмечают, что «более древний для Поволжья тип сохранился в чистом виде лишь у мордвы-эрзи. Составной частью в костюм входили разнообразные детали и украшения.

Источники:

  1. Смирнов И. Н. Мордва. — Саранск, 2002
  2. Евсевьев М. Е. Мордовская свадьба. — Саранск, 1931; 1954; 1990;
  3. Семейные обряды мордвы: тр. НИИЯЛИЭ. — Саранск, 1984. — Вып. 76;
  4. Корнишина Г.А. Традиционные обычаи и обряды мордвы: исторические корни, структура, формы бытования. — Саранск, 2000;
  5. Обряды жизненного цикла у мордвы. — Саранск, 2001
  6. Финно-угорские и самодийские народы России: Статистический сборник. - Сыктывкар, 2005.
  7. Мордовский национальный костюм: Альбом/Сост.: Т.П. Прокина, М.И. Сурина.- Саранск: Мордовское книжное издательство, 1990